Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Мысли дилетанта

 
От автора


После написания статьи "Страдание и реинкарнация", в которой я подвергал философскому анализу главу из книги "Сатанизм для интеллигенции" отца Андрея Кураева, мне высказали упреки, что, дескать, нехорошо своих-то критиковать...

Исправляюсь.

В этой статье я буду критиковать почти исключительно Ричарда Баха.
Впрочем, нет. "Критиковать" - неподходящее слово.
Просто - делиться своими мыслями с читателем.
"Критиковать" Ричарда Баха я не рискну: Бах - талантливый писатель, и потому анализ его книг, основанный лишь на философско-богословском анализе, будет заведомо однобоким и неполным. Я играю на чужой для меня территории, территории художественных образов, литературных символов, человеческих чувств и творческого вдохновения. Здесь мой, в бoльшей мере рассудочный, подход бесспорно проигрывает не только в средствах выражения, но и по сути.

Я могу лишь предложить читателю свои мысли.

Мысли дилетанта...


 
Чайка по имени Джонатан Ливингстон


Был ли я настроен предвзято или настороженно, начиная читать рассказ "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"? [1]
Думаю, что скорее наоборот. Я ожидал встретить глубокие, мудрые и добрые размышления, изложенные в форме не то причти, не то сказки, и которые просто не могут не найти общих точек соприкосновения с моим внутренним миром.

Надо отдать должное таланту Баха: начав читать, оторваться от "Чайки" было уже практически невозможно. Рассказ увлекает, встряхивает, и кажется, устремляет куда-то ввысь...
Чайка, устремленная к небу - казалось бы, если ли на свете иной образ, более созвучный стремлению человека к Богу?
Чайка, открывшая свое право на свободу...

Бесспорно, Ричард Бах следует здесь идее раскрытия своего подлинного "Я", вставая в один ряд с Хайдеггером, Кьеркегором, Ницше, Фроммом, Бубером, Мамардашвили и многими другими талантливейшими экзистенционалистами. Человек, обретающий смысл своего существования, имеющий "смелость быть", а не просто существовать - вот то, что символизирует чайка Ричарда Баха. Или, как говорил св. Ириней Лионский: “Слава Божия — до конца раскрывшийся человек”...

В инсайтах экзистенционалистов есть своя глубочайшая истина. Не случайно поэтому их идеи так перекликаются со словами Антония Сурожского: "Настоящая вера в себя — это уверенность в том, что во мне есть что-то, чего я не знаю, что-то мне самому непостижимое, что может раскрываться и дойти до какой-то меры полноты и совершенства; самоуверенность основывается на знании самого себя, может быть, на какой-то преувеличенной самооценке; вера же не нуждается ни в какой самооценке, потому что предмет ее — это именно тайна человека. Когда я говорю о тайне человека, я хочу сказать не то, что в каждом человеке есть что-то потаенное, а то, что весь человек есть сплошная динамика, сплошная жизнь, сплошное движение и становление, и что ни в какой момент ни сам человек и никто другой не может заморозить это, остановить эту динамику для того, чтобы в нее заглянуть; динамика заморожению не поддается; человек динамичен все время и всегда.
И вот вера в человека, в самого себя — это вера в то, что во мне, в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность, но никак не окружающие меня обстоятельства. Обстоятельства, как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, — но все равно: выразила себя и ничто другое. Вера в себя есть уверенность
в этой внутренней, таинственной, творческой и, в конечном итоге, победной динамике. Вера в себя
поэтому заключает в себе уверенность, что в каждом человеке, и во мне в частности, есть область,
которая для меня самого неуловима; и что, будучи изо дня в день самим собой как можно более совершенно, сколь можно более искренне, правдиво, честно, смело, жертвенно, в конечном итоге, я буду раскрывать и приводить в движение все новые и новые силы, которые ничем не могут быть остановлены"
. [2]

И идеи, и образы Ричарда Баха несомненно находят отклик в ищущей душе.

Но, задумавшись, начинаешь задавать себе вопросы. Почему Бах так не любит (очевидно, просто презирает) людей? Зачем он вкладывает в уста Вожака Стаи слова, от которых передернет даже самого скучнного обывателя: Известно лишь то, что нас выпустили в этот мир, чтобы мы ели и старались прожить как можно дольше? Таких же взглядов придерживается и мать Джонатана, и его отец: Не забывай, что ты летаешь только для того, чтобы есть.
Неужели и в самом деле ТАКИМИ он видит окружающих его людей?

Увы, да.
Читая рассказ "Письмо богобоязненного человека" [3] убеждаешься в этом.
Типичный верующий обыватель представлен в виде туповатого занудного фарисея, ненавидящего свободу: Ответ, который вы услышите от нас, заключается в том, что мир был бы гораздо лучше,
если бы братья Райт разбили свои ненормальные планеры и никогда не придумали бы "китти хок"
.
Конечно, предел его мечтаний сводится к еде и продлению жизни: Я работаю на мыловаренном заводе; это хорошая и надежная работа, у нас хороший профсоюз и льготы при выходе на пенсию.

Разумеется, этот обыватель будет, как и Вожак Стаи, гнать и презирать "свободных чаек":
Я вас раскусил. Вы – язычник, вы будете жариться в адском пламени! [...]
Так слушайте же меня, вы, те, кто летает, кто говорит о "знании неба" и "законах аэродинамики".
Если небо – это Бог, то оно – тайна, оно – ярость, однажды оно повергнет вас молниями и несчастьями на землю и заставит вас страдать за ваше богохульство. Спуститесь вниз с неба, вернитесь к разуму и не просите нас больше присоединяться к вам по воскресеньям.


В помощью подобных образов создав негативное и презрительное отношение с "скучному обывателю", автор подчеркивает "избранничество" тех немногих, в ком есть жажда свободы:
... были тысячи и тысячи чаек. Я знаю.- Салливан покачал головой.- Единственный ответ, который приходит мне в голову, это то, что ты, похоже, птица редкостная, одна на миллион. Большинство из нас продвигались вперед очень медленно. Мы переходили из одного мира в другой, который почти ничем не отличался от прежнего, тут же забывали, откуда мы пришли, не думая о том, куда мы идем, жили одним днем. Сколько, по-твоему, жизней нам пришлось
прожить, прежде чем нам впервые пришло в голову, что есть в жизни нечто большее, чем просто драка за еду или власть в Стае? Тысячу жизней, Джон, десять тысяч! А затем еще сотню, прежде чем мы узнали, что есть такая штука, как совершенство, а потом еще сотню чтобы понять, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы найти его и показать всему миру. Это правило, конечно же, остается в силе и теперь: мы выбираем себе следующий мир благодаря тому, чему научились в предыдущем. Если ничему не научимся, следующий мир будет как две капли воды похож на этот, все равно надо будет преодолеть те же ограничения и тяготы.


Можно было бы простить автору этот "реинкарнизм", если бы суть высказанного была христианской.
Но увы - она, от начала и до конца, чужда христианству. Нет Никого, Кто помогал бы чайкам осознавать в себе стремление к свободе. Нет Никого, Кому не все равно, чем и как живут обыватели.
Только сам Джонатан, избранник неведомо каких стихий, и пожалеет оставшихся чаек.

Идеи самообожествления, зтот древний дух - "будете как боги" - совершенно ощутимо пронизывают
рассказ с первой и до последней страницы. И, конечно, неслучайно можно найти высказывания сатанистов подобного плана: Вы сильно удивитесь, но среди сатанистов идея "Чайки" тоже идет на ура. Правда про веру там особо нету, кроме веры в себя. А уж про бескорыстие и служение это Вы вообще не ту "Чайку" прочли. Джонатан был законченым эгоцентриком - он жил как хотел и летал как хотел. Весь смысл его существа сводился к "Я хочу!". Он служил только своей свободе, и помогал другим идти к ней. Он плевал на заветы предков и устои общества. Очень хорошо это подмечено в театральной постановке "Чайки" в театре Спесивцива - там, в момент изгнания
Джонотана из стаи играет песня группы "Ария" - "На службе силы зла". Джонатана бьют и гонят, а чайки поют про него: "Ты - на службе силы зла!" Духовное совершенствование - да. Но никак не служение. Чалкин Петр, Сообщение: #232649


Ведь и в самом деле: Джонатану и в голову не приходит, что кому-то может быть нужна его помощь.
Что пока он наслаждается полетом, где-то, может быть, больная и слабая чайка не имеет сил сама добыть себе кусок пропитания. О, да, конечно, он готов рассуждать о любви и свободе, но вся помощь проявляется исключительно в обучении очередной партии "избранных". Для Джонатана нет ничего важного, ценного, доброго, кроме стремления в небо...

Я пытался понять, что же за человек - Ричард Бах?
Как уживаются в нем свобода и презрение, упоение полетом и пренебрежение к тем, кто по словам одного из участников форума, "не бывал нигде дальше собсвенного туалета"?

Ответ оказался проще, чем я думал.
Сам Ричард подсказал мне его в своем интервью [4]:

И вот, что со мной произошло. Я получил мистический опыт: я увидел, как вся эта история про чайку разворачивается перед моими глазами в полном цвете на очень широком экране. И я услышал имя - Джонатан Ливингстон - и это меня испугало. И пока я старался понять, что со мной происходит, я стал видеть сцены из книжки. И это настолько меня затянуло, что я понял, что мне надо записать это. Я записал две трети книжки, и она вдруг остановилась. И я подумал: чем же это все кончится? Я просиживал часами, стараясь изобрести что-нибудь, но у меня ничего не получалось. К этому моменту я знал Джонатана так хорошо, я жил в его сердце, что я должен был знать, что произойдет дальше... Прошло восемь лет. И вот спустя эти годы, за полторы тысячи миль от дома, в штате Айова - бац! - в пять часов утра, прямо как продолжение сна я вижу, чем заканчивается история. И восемь лет пронеслись, как одна секунда. Я сразу же вспомнил, на каком месте закончилась первая часть. И подумал: да, конечно, эта история должна заканчиваться именно так. Неоконченная рукопись "Чайки" вместе с другими хранилась у меня в подвале. Я помнил, что она была написана зелеными чернилами. И я нашел ее. И я увидел, что продолжение пришло ко мне точно с того места, где я закончил. Все это должно было случиться именно так.

Идеи Ричарда Баха - это не его идеи. Он явился проводником неких сил, которые его устами проповедуют... проповедуют что? Идею самообожествления, в которой нет места ни Богу, ни смирению, ни молитве...

Ричард пишет об этом с улыбкой:

И когда я встретил Дональда Шимоду из "Иллюзий", я постоянно старался загнать его в угол и задать ему тот вопрос, на который, я был уверен, никто в мире не может ответить. Я вполне мог задать ему, к примеру, вопрос: "Как стать спасителем мира?"
И однажды я задал такой вопрос. Я напечатал этот вопрос на пишущей машинке, встал и ушел. Через несколько часов, проходя мимо, я почувствовал, как какая-то сила принуждает меня сесть за машинку. Внезапно я услышал:
- Я дам тебе книгу.
- Что? Книгу?
Идея получить книгу-инструкцию о том, как спасти мир, была для меня фантастически увлекательна.
И такого рода взаимодействия стали происходить со мной снова и снова. Насколько я знаю, Дональд Шимода никогда не имел тела в пространстве и времени. Но это очень реальный человек, и очень забавный. Он наслаждался моим наслаждением. И знал, что я не люблю находиться в балансе, в равновесии.


И даже:
Время от времени ко мне приходят люди и спрашивают: "Понимаешь ли ты, что ты здесь написал?" И я говорю, конечно, я понимаю. Но они мне сообщают нечто такое, о чем я не знал.
Периодически люди находят в моих книгах значительно больше, чем я мог предположить. Поэтому я не считаю себя автором книг, написанных мною.


 
Печальные выводы


Вывод, к котому я прихожу, кажется неоправданно жестким. Но другого я не вижу.
Ричард Бах - очередной глашатай "Новой Эры", талантливый проповедник того же учения, которое несут Уолш, Блаватская, Рерихи, парадоксальным образом переплетающегося с идеями А. Кроули, ЛаВея и Варракса. Это учение - учение все того же древнего духа, который во все времена принимал вид "Ангела света", чтобы "прельстить, если возможно, и избранных"...



Литература:

1. Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // http://glebov.ru/texts/seagull.htm
2. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Цит. по: Григорий Померанц. Созерцатели нашего века // http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/sizevcateli.htm
3 Ричард Бах. Письмо богобоязненного человека // http://glebov.ru/texts/bach/wings47.htm
4. Ричард Бах. Интервью журналу "Путь к себе". // http://glebov.ru/texts/rb-int.htm

 

Вадим Шумилов
shumiloff@mail.ru

Hosted by uCoz