Страдание и реинкарнацияФилософский анализ главы из книги «Сатанизм для интеллигенции» [1]Непросто, ох, как непросто было мне взяться за написание этой статьи. Уважение к таланту отца Андрея Кураева, бесспорное согласие с ним практически по всем богословским позициям, да и взгляд «снизу вверх» на наставника, своими книгами оказавшего огромное влияние на мое воцерковление – все это длительное время останавливало меня от критики. Но мое глубокое убеждение заключается в том, что истина Православия способна восторжествовать даже в самых сложных философских вопросах, и что слабый аргумент остается слабым даже в устах профессора богословия. Отец Андрей утверждает, что до сих пор рериховские круги не вступили с ним в философскую полемику. Но нужно четко понимать, что такая ситуация не продлится долго. Годом раньше или годом позже, в среде оккультистов обязательно найдутся эрудированные и философски подкованные оппоненты. Поэтому нам, православным, необходим жесткий внутренний самоконтроль и самоцензура, чтобы не давать карты в руки нашим идеологическим противникам. С этой точки зрения, моя статья есть как бы попытка встать на сторону «реинкарнистов», чтобы четче выявить слабости православной позиции. Приступая к анализу главы «Страдание и реинкарнация», необходимо сделать некоторые предварительные замечания.
Однако, эти доводы были разбиты практически в то же время, как и появились, Н. Лосским [4], и цитирование их в наше время является лишь свидетельством философской неосведомленности игумена. Поэтому нельзя не порадоваться работе отца Андрея, который не повторил ошибок предыдущих богословов. Однако было бы преждевременно утверждать, что высказанные автором аргументы безупречны. Наиболее опасны в этом плане рассуждения о. Андрея о возможности объяснить происходящее с человеком чисто земными причинами:
Но разве научное объяснение может быть исчерпывающим для религиозного сознания? Разве удовлетворит сердце матери объяснение, что ее сын погиб в автокатастрофе просто потому, что в конструкции автомобиля имел место производственный брак? Разве успокоит жену, потерявшую мужа, статистика по смертности среди мужчин? Безусловно, на человека влияют естественно-научные факторы. Но можно ли утверждать, что все это происходит с ним случайно, «просто так»? Религиозное сознание всегда понимало естественные причины события лишь тем средством, через которые творит свои суды праведный Судия (в восточной традиции - карма). Предположение, что Бог отдал творение на откуп созданным Им законам и Сам не вмешивается в происходящее – это позиция, достойная деиста, но звучащая странно в устах православного богослова. Христос более оптимистичен в своей позиции:
Христианство сообщает человеку благую весть о том, что Бог помнит о нем всегда, и все несчастья посылаются человеку любящим Отцом для вразумления, «по грехам моим». Почему же такая близкая и естественная для христианской рефлексии позиция - видеть знак свыше в моих несчастиях – вдруг оказывается «лишней» в разговоре с оккультизмом? Аналогичные вопросы вызывает утверждение:
Проблема в том, что бритва Оккама – это «палка о двух концах». Если разбудить эту спящую собаку, только ли рериховцы будут ею покусаны? И если лезвием Оккама отрезаются предположения о кармической природе плохой наследственности ребенка, то почему это же это лезвие будет терпеливо стоять в стороне, пока Церковь говорит о поврежденности естества человека вследствие первородного греха? Почему это лезвие не будет применено, например, к словам проф. Осипова [5]:
Ряд возражений вызывает просто искажение самой идеи реинкарнации:
«Кармический долг» не может вынуждать грешить. Карма не в силах лишить человека свободы воли. Беды, которые со мной случаются, сами по себе еще не заставляют меня предаваться греху. Скорее наоборот: зная, что за свои грехи я получу еще большие невзгоды в этой или следующих жизнях, я буду воздерживаться от зла. С другой стороны, конечно, если карма влияет на рождение человека в той или иной среде, то эта среда не может не влиять на степень нравственности человека. Тогда - опосредовано - можно говорить о взаимосвязи плохой кармы и еще большего падения человека в дурной среде. Это важное замечание, на которое очень непросто найти ответ. Одной из возможных попыток разрешить это противоречие является утверждение о несводимости тайны человеческой личности исключительно к условиям воспитания человека. Все-таки, как пишет преподобный авва Дорофей,
Есть некий нравственный закон, совесть, следуя которому могут поступать нравственно даже те, кто вырос в самых неблагоприятных условиях. В любом, самом диком и неразвитом обществе, есть свое понятие о нравственности и чести. Этолог В. Дольник, в общем-то, весьма убедительно показал, что мораль человека лежит глубже, нежели просто среда воспитания. Он резюмирует:
Эта грань, на которой парадоксальным образом сходятся атеизм и православное богословие, возможно, отнюдь не чужда и кармизму: именно эта заложенная в нас нравственность разрешает противоречие, обозначенное выше, не позволяя социальной среде полностью детерминировать человеческую личность. Следующий довод отца Андрея может вызвать лишь недоумение:
Хочется спросить автора: неужели истинность теории следует проверять ее полезностью и практической ценностью? Разве угол падения не равен углу отражения, независимо от того, насколько полезен или бесполезен этот факт с практической точки зрения? Разве второй закон Ньютона перестанет выполняться в том случае, если философ решит, что знание этого закона бесполезно? И если мы решим, что с утилитарной точки зрения нам удобнее, чтобы сила притяжения земли была в 2-3 раза меньше, изменит ли мироздание ради нас свои законы? Ошибочно также утверждение о. Андрея:
Не могу сказать за Блаватскую, но насчет «индийских традиций» о. Андрей ошибается. Для примера можно привести цитаты из классических индуистских писаний:
Мантры и обряды всегда понимались в индуизме как средство избавления от грехов и кармы. Может ли не знать об этом кандидат философских наук, профессор богословия? Вопрос открытый… Не менее уязвимы и следующие построения о. Андрея:
Классический индуизм (я опираюсь, например, на Гаруда Пурану или Бхагавата Пурану) утверждает, что душа после грешной жизни попадает сначала на одну из адских планет, а затем падает на самое дно эволюционного процесса. Его карма вовсе не обязательно полностью очищается адскими мучениями: она может преследовать его еще многие и многие воплощения в самых различных формах. Таким образом, разница в судьбе животных и даже растений может быть объяснена, с точки зрения реинкарнистов, отголосками деятельности души в человеческом воплощении. Следовательно, и этот аргумент о. Андрея требует определенной доработки. Заканчивая эту небольшую статью, хочется отметить, что любое философское построение имеет право на существование, однако, по словам «махатмы» Ленина, практика есть критерий истины. И с этой точки зрения, теория реинкарнации имеет некоторые подтверждения. Речь идет о многочисленных случаях «вспоминания» предыдущих жизней. Одно это уже перевешивает любые философские возражения православных. И поэтому, конечно, Православие должно предоставить убедительную и непротиворечивую интерпретацию таких фактов. Если «рабочей версией» Православия является бесоодержимость таких людей, то это должно опираться на какие-то дополнительные философские и эмпирические подтверждения и доводы. Думаю, такой анализ и такие доводы давно ждут своего часа. И последнее, что хочется сказать. Я не в коей мере не преследую своей целью «уесть» отца диакона. Я лишь подмастерье, стыдливо указывающий мастеру на его неточности. И если мастер в ответ на мои замечания улыбнется и одним небрежным мазком кисти вдохнет жизнь в картину на холсте, то я буду считать свою задачу полностью выполненной.
Литература1. Страдание и реинкарнация. // А. Кураев. Сатанизм для интеллигенции. http://www.kuraev.ru/h1024.html 2. С. Франк. Учение о переселении душ; прот. С.Булгаков. Христианство и штейнерианство; Н. Бердяев. Учение о перевоплощении и проблема человека; В. В. Зеньковский. Единство личности и проблема перевоплощения; Б. Вышеславцев. Бессмертие, перевоплощение и воскресение; Г. Флоровский. О воскресении мертвых. // Сборник "Переселение душ". Изд. YMCA-PRESS, Париж, 1936 3. Игумен N. Одна жизнь не удалась - проживем другую?! Или О суеверии перевоплощения (из проповеди на Преображение Господне). // http://igumen-n.logoslovo.ru/papers.php?paper=1&page=2 4. Н.О. Лосский. Учение о перевоплощении. // Н.О.Лосский "УЧЕНИЕ О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ. ИНТУИТИВИЗМ", М: "Прогресс", 1992. 5. А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. // М: Даниловский благовестник, 1997. 6. Шримад-Бхагаватам. Гл. 19. Смерть демона Хираньякши. // http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/purana/bhagavata/rus/sb3txt/S3ru19xt.html 7. Цит. по Шрипада Садашивачарья. Мамсади-шодхана (полный ритуал очищения от проклятий мяса, вина и другой тамасической пищи) // http://kapala.narod.ru/text22.htm 8. Законы Ману. Перевод С. Д. Эльмановича, пров. и испр. Г.Ф.Ильиным. М., 1960. 361 с. 9. Цит. По Алексей Зайцев. "РАСПРОСИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ ГРОЗИТЬ ЕМУ" // http://pravbeseda.org/library/books/zaicev10.html 10. В. Дольник. Кто сотворил творца? // http://www.follow.ru/article/271 |